«В предверии дня экологии»
«Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики,
На тропинке солнечные блики,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите. . .»
М.Дубин
В наш век принято считать, что человек — царь природы. К сожалению, усвоив это, он порой забывает, что является ее сыном и поэтому должен, как всякий порядочный сын, заботиться о своей матери. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег — это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы.
Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому, что она самоценна. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Во время прогулок на природе, можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего как эстетическое чувство, так как природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья.
15 ноября 2018 года на базе МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 3» прошёл экологический праздник, посвященный Всемирному дню охраны природы. На празднике встретились две команды детских садов № 3 и № 15 с парциальными программами по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Дети совместно с родителями разгадывали экологические загадки, показали домашнее задание (экологические сказки) и конечно же свою проявили ловкость, смелость и умелость.
Команды двух учреждении показали глубоки знания экологических процессов, дети совместно с родителями.
Целью работы данных учреждений по экологическому воспитанию является формирование у дошкольников экологической культуры — совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Основными задачами экологического воспитания стоящими перед образовательными учреждениями являются — формирование элементарных экологических представлений о природе, развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, совершенствование экологического сознания родителей, формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности, пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам — экологического воспитания детей в семье
Для решения этих задач педагоги обоих детских садов прикладывают все усилия: создают предметно-развивающую среду, обеспечивающую выработку экологических знаний дошкольников, осуществляют ознакомление детей с природой в разнообразных формах, регулярно планируют и проводят тематические прогулки, экскурсии, походы, помогают детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях и конечно же активно используют развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребёнком.
И.Б. Голубь
к.п.н., доцент, старший воспитатель МБДОУ
«Центр развития ребенка – детский сад № 3»